четверг, 28 октября 2010 г.

Организация и планирование производства. Управление производством

Управление - это сознательное воздействие человека , социальных групп и общностей на различные объекты, участвующие в различных процессах. Такое воздействие осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.

Все протекающие в мире процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы - это явления, про которые известны средства и методы воздействия, приводящие к изменениям в необходимом направлении.

Различают внутреннее и внешнее управление. Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе. Орган управления входит в систему. Внешним управлением называют управление, при котором управляющие воздействия поступают в систему извне.

Согласно общей схеме функционирования управляемых систем субъект управления (активная часть СУ) вырабатывает управляющие воздействия в виде сигналов, команд, которые поступают к объектам управления (пассивная или исполнительская часть системы). Объекты управления, воспринимая сигналы управления, изменяют состояние отдельных частей объекта управления. Объект управления взаимодействует с внешней средой. В результате достигается тот или иной результат. Канал обратной связи служит для передачи информации о реакции объекта управления в субъект управления. В нем происходит анализ полученной информации и выработка новых управляющих воздействий.

Процесс управления имеет следующие особенности:

- управляющее лицо заранее продумало и осознало виды используемых им управляющих воздействий;
- предпринимаемое воздействие носит характер энергетически слабого воздействия;;
- процесс управления всегда направлен на достижение каких либо целей;
- процесс управления играет координирующую роль между процессами, протекающими в управляемой системе;
- процесс разделения труда увеличивает потребность в управлении;
- производительность труда в сфере управления растет медленнее, чем в сфере производства;
- численность работников управления увеличивается.

Процесс управления имеет три основных режима: органи­зация, адаптация и регулирование.

Организация — это хранение стандартных программ для стандартных ус­ловий. Организация - это библиотека управленческих решений. Например: прейскурант, должностные инструкции для работников предприятий, устав предприятия, закон и т.д.
Адаптация — это выработка новых программ для нестандартных ус­ловий, т.е. пополнение библиотеки управленческих решений. Новая программа может как менять структуру управляемой системы, так и не менять ее. В первом случае говорят о существенных инновациях в сфере управления. Здесь может возникнуть проблема совместимости библиотеки управленческих решений с новой структурой объекта управления.
Регулирование — это выбор и использование наиболее оптимальной стандартной программы из имеющейся библиотеки управленческих решений.

По критерию цели различают следующие типы процессов управления:

- гомеостатическое управление - когда задачей управления является поддержание определенного устойчивого состояния;
- управление по отклонениям, когда стоит задача, чтобы объект управления следовал заранее определенной программе; при таком управлении различают выход из кризисного состояния и развитие системы;
- ситуационное управление, когда управляющее воздействие формируется в зависимости от ситуации.

Результатом управления является управленческое решение (программа), которое должно найти материальное выражение. Материальным выражением управленческого решения являются:

- приказ;
- прайс;
- закон;
и т.д.

Процесс подготовки управленческого решения состоит из следующих этапов:

информационная подго­товка,
разработка вариантов,
согласование вариантов,
выбор одно­го варианта,
утверждение,
реализация,
контроль выполнения УР.
В социальных системах различают следующие методы управления:
- организационно-распорядительное управление - основано на принудительном исполнении управляющих воздействий;
- экономическое управление - основано на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления;
- социально-психологическое управление - характеризующегося использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы.

С методами управления связаны стили управления. Различают:

- авторитарное управление - руководитель пренебрегает мнением других;
- демократическое управление - опора делается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений;
- либеральное управление - в основе лежит делегирование некоторых полномочий по управлению исполнителям; этот стиль используется при управлении высокоинтеллектуальными раотниками, специалистами своего дела.
В первом случае механизм управления должен опираться на контроль выполнения управленческих воздействий. Этот контроль осуществляет субъект управления. Во втором случае часть функции контроля передается коллективу. В третьем случае контроль осуществляется время от времени. руководитель полагается на своих специалистов.
Руководителям различного уровня нередко приходится готовить УР в условиях недостаточной или ненадежной информации, боль­шой текучести кадров, недобросовестности поставщиков или поку­пателей, частых изменений законодательства, конъюнктуры рынка и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки в тексте УР. В процессе реализации УР также возможны непредвиденные ситуа­ции, затрудняющие точное его выполнение. Поэтому фактические результаты УР не всегда совпадают с запланированными.
Обычно неопределенность связывают с подготовкой УР, а риск — с реализацией УР, то есть с результатами (рис. 51.1). Неопределенности разделяются на две группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специ­алиста, разрабатывающих или реализующих УР. При этом источник неопределенностей находится вне организации или вне влияния на него субъекта УР. Субъективные возникают из-за профессиональ­ных ошибок, упущений, несогласованности, сложности задания или нехватки времени.
Для уменьшения степени неопределенности необходимо консуль­тироваться со специалистами и даже со случайными людьми (пози­ция стороннего наблюдателя), например, заводить разговор в купе поезда, салоне самолета о своих проблемах, может быть, специаль­но брать билет куда-нибудь, чтобы поговорить с чужими, незаинте­ресованными людьми о своих проблемах..

По критерию качества управления различают следующие виды управления:

- жесткое управление - характеризует недостаточный учет информации, получаемой по каналам обратной связи, такая ситуация может быть и при засорении каналов обратной связи;
- мягкое управление - характеризуется неспособностью вырабатывать действенные управляющие воздействия;
- оптимальное управление - характеризуется удовлетворительными результатами деятельности объекта управления и хорошими тенденциями их изменения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий