четверг, 21 октября 2010 г.

Организация и планирование производства. Функциональная структура предприятия.

С точки зрения управления любая организация рассматривается как открытая система, встроенная во внешнюю среду . На входе организация  получает ресурсы (трудовые, сырьевые энергетические, информацию, финансы) из внешней среды. Во внутренней среде эти ресурсы преобразуются (производство продукта, услуги). И на выходе организации готовые продукты, услуги, работы, идеи передаются во внешнюю среду.
Основная задача менеджмента – поддержание баланса между всеми этими процессами. Предприятие зависит от внешней среды (поставщиков, потребителей и т.д.), поэтому, чтобы выжить, предприятия должны приспосабливаться к этой среде, чтобы сохранить эффективность и конкурентоспособность. Эффективность организации оценивается как ее способность к саморегулированию и самоорганизации, обеспечивающих достижение целей при изменении внешних условий и факторов.
Внешняя среда.
Внешняя среда предприятия состоит из двух частей:
- макроокружения, включающего власть, социум, экономику и технологическое развитие;
- микроокружения, состоящего из клиентов, конкурентов, поставщиков и рынка рабочей силы.
Результирующе влияние властных органов на производство отражается в изменении законодательства, а возникает под воздействием следующих факторов:
- намерений органов власти;
- средств реализации этих намерений;
- программ партий и групп;
- отношения органов власти к отраслям.
Социум формирует модели восприятия, потребности и стереотипы поведения клиентов. Это находит отражение в их психологических характеристиках и отношении к продукту. Под влиянием социума модифицируется демографическая ситуация и география клиентов. Эти процессы происходят медленно, в течение десятилетий. Однако оказывают серьезное влияние на организацию.
Технологическая среда общества оказывает влияние на предприятие через конкурентов, которые могут повысить свою эффективность, снижая затраты на производство или улучшая качество продукции благодаря новым технологиям.
Экономика оказывает серьезное влияние, как на само предприятие, так и на внешнюю среду, где действует предприятие. Особенное значение имеют такие экономические характеристики:
- объем ВВП;
- уровень инфляции;
- уровень безработицы;
- производительность труда;
- система налогообложения;
- природные ресурсы;
- климат;
- уровень жизни.
Клиенты в большей или меньшей степени могут влиять на силу конкуренции в отрасли.
Влияние покупателей возрастает в следующих случаях:
· продукция стандартизирована и не дифференцирована;
· покупаемые товары не занимают важного мета в изделиях покупателя
· покупателей немного и они закупают товар большими предприятиями
· предпочитают покупать товар у нескольких поставщиков
· товар имеет завышенную цену, недостаточный уровень качества
Конкуренция между предприятиями в отрасли имеет наибольшее значение, т. к. каждая фирма стремится укрепить и расширить свои позиции на рынке. При всем разнообразии применяемых инструментов и форм конкурентной борьбы (качество продукции, и др.) главным средством ее ведения является продукт. Успех фирмы будет определяться имеющимися у нее конкурентными преимуществами. Интенсивность конкуренции увеличивается по мере:
· роста количества конкурентов, выравнивания их финансовых, трудовых и др. возможностей;
· стабилизации спроса или медленного его роста;
· осуществления финансовой поддержки мощными компаниями, не входящими в отрасль, предприятий отрасли;
· увеличение сложности ухода из бизнеса (высокие барьеры выхода из отрасли)
Поставщики взаимодействуют с предприятием, оказывая на него непосредственное влияние. Давление поставщиков усиливается, если:
· покупателям сложно поменять поставщиков в силу сильной дифференциации продукции поставщика
· конкуренция поставщиков с производителями товаров – заменителей отсутствует (т. е. не существует заменителей их продукции)
· покупатели не являются важными потребителями
· продукция поставщиков является основной в производстве данной отрасли
· высокая концентрация поставщиков
Рынок труда:
- оказывает влияние на политику, которую проводит предприятие в отношении своих кадров;
- предопределяет стимулы, используемые на предприятии;
- задает текучесть кадров;
- участвует в формировании морали персонала;
- стимулирует повышение квалификации сотрудников.
Важную роль на рынке труда играет политика профсоюзов. Кроме того, рынок труда подвержен влиянию социума, который формирует отношение его участников:
- к себе;
- другим;
- к обществу;
- к жизни.
Внутренняя среда предприятия включает следующие функциональные подсистемы:
- организацию;
- кадры;
- маркетинг;
- финансы;
- производство.
Организационная подсистема со следующими функциями:
-коммуникационные процессы (обмен информацией между структурами организации);
-организационные структуры (цеха, отделы, подразделения);
-нормы, правила, процедуры (порядок трудовых взаимоотношений);
-распределение прав и ответственности (полномочия имеет каждый работник предприятия: рабочий - взять детали и обработать, перевезти и т.д; ответственность также имеет каждый работник: нарушения полномочий - взял не те детали, ничего не сделал; нарушил процедуру и т.д.);
-иерархию подчинения (штатное расписание).
Организация обеспечивает взаимодействие частей предприятия между собой. Неэффективная организация сводит на нет высокую эффективность любой из остальных подсистем.
Кадровая подсистема. В ней происходят следующие процессы:
-взаимодействие менеджеров и рабочих;
-найм, обучениие и продвижение кадров;
-оценка результатов труда и стимулирование;
-создание и поддержание отношений между работниками.
Кадры обеспечивают деятельность предприятия. От их компетенций, от их мотивации зависит успех организации. Значение кадров для инвестиционной стратегии еще более возрастает, т.к. при инвестировании организация идет неизведанным путем. И решения, принимаемые на каждом рабочем месте, в конечном итоге предопределят успех всего проекта в целом. Организационная подсистема обеспечивает взаимодействие между собой персонала. Именно поэтому она важнее кадровой подсистемы.
Маркетинговая подсистема, включающая:
-выбор рынков сбыта и систем распределения;
-стратегию продвижения на рынок;
-стратегию продукта;
-стратегию ценообразования.
Результативность маркетинговой подсистемы определяет конечный успех предприятия в целом. Именно рынок является мерилом успеха или неудачи любых инвестиций. Деятельность этой подсистемы зависит от опыта и квалификации ее сотрудников. Фактором, побуждающим персонал к полной самоотдаче, является его мотивация.
Финансовая подсистема, занимающаяся:
-ведением учета и отчетности;
-поддержание должного уровня ликвидности;
-обеспечением прибыльности;
-созданием инвестиционных возможностей.
Финансы обеспечивают движение ресурсов предприятия. В первую очередь финансовые результаты отражают достижения подсистемы маркетинга. В тоже время в финансовой подсистеме находит отражение и вся деятельность организации.
Производственная подсистема охватывает:
-изготовление продукта;
-снабжение и ведение складского хозяйства;
-обслуживание технологического парка;
-осуществление исследований и разработок.
Производство обеспечивает базу для деятельности организации. В этой подсистеме как в фокусе сходятся проблемы всех остальных подсистем. Налаженная, ритмичная работа производственной подсистемы говорит о хорошей организации, хороших кадрах, хорошем маркетинге и хороших финансах организации.
Рынок рабочей силы оказывает влияние на кадровую подсистему организации, реализующей инвестиционную стратегию. Клиенты и конкуренты – влияют на подсистему маркетинга. Производственная подсистема адаптируется к поставщикам. Организационная подсистема путем реорганизации подстраивается под действия властей. Социум через доминирующую систему взглядов, мораль, воспроизводство человеческого капитала управляет клиентами и рынком трудовых ресурсов. Предприятие в свою очередь через номенклатуру выпускаемой продукции, каналы распределения и продвижения, ценовую политику и инновации, политику качества на предприятии приспосабливается к потребностям клиентов, которых можно разделить по демографическим и географическим признакам, психологическим характеристикам и отношению к продукту. Степень приспособления отражается на экономических показателях деятельности предприятия. Рынок технологий открывает возможность получения более конкурентоспособных продуктов, как собственному производству организации, так и производствам конкурентов. А экономика в свою очередь оказывает влияние на все микроокружение (клиентов, конкурентов, поставщиков и рынок рабочей силы).

Комментариев нет:

Отправить комментарий